Еще вчера банки отслеживали каждый шаг тех клиентов, которые работали с третьими лицами и осуществляли расчеты в суммах от 100 тысяч гривен при снятии наличных средств, и 150 тысяч гривен при внесении наличных на счет.
Конечно, заработная плата физлица и его дивиденды не попадали под особо тщательное наблюдение банка, так как клиент всегда мог представить ему подтверждающие документы.
Сегодня же уже действует постановление Национального Банка Украины под 42 номером, в котором четко прописаны изменения, касающиеся финансового мониторинга. Теперь под тщательный контроль попадают те транзакции, которые связаны с наличными средствами, используемыми для оплаты крупных покупок. И в этом случае схитрить умному украинцу не получится, перечисляя не 150 тысяч, а 149 999, ведь закономерность таких перечислений сразу заметят при финмониторинге.
Предшествовало этим изменениям в Украине снижение предельной суммы при расчете наличными со 150 тысяч гривен до пятидесяти. И, наконец, банки установили норму контроля. С этого момента доходам украинцев не спрятаться от всевидящего ока финансового агента по мониторингу. Финансовое состояние обслуживаемого банком физлица должно быть тщательно изучено, вплоть до проверки договора об аренде жилья, не считая контроля всевозможных справок с места работы или же легального получения процентов по депозиту.
Факт несоответствия приведенной информации в декларации может стать поводом для зачисления физлица в список «негативных» клиентов. Теперь все крупные перечисления наличных средств должны быть четко аргументированы, как и приобретение шикарного автомобиля при доходе, как у обычного пенсионера.
В разряд «негативных» клиентов можно угодить и в случае возникшего подозрения у банка, касательно оригинальности предоставленного документа с печатью, и финмониторинга не избежит клиент, не имеющий счета в банке, и перечисляющий от 15 тысяч гривен и более.
Всему этому есть объяснение: власти пытаются обложить налогами финансовую, а так же имущественную прибыль гражданина, которые не внесены в декларацию. А еще в планах у нашего государства определить всех реальных получателей денег юрлиц-нерезидентов, особенно это касается офшорных компаний.
Сегодня банкам запрещено проводить операции с переводом денежных средств украинских юрлиц по кредитам нерезидентов в том случае, если конечный получатель денег у них не подтвержден. Этой информацией НБУ будет пользоваться для того, чтобы валютный контроль сменить налоговым (то есть, оплатили налоги – можете перечислять средства в другие страны), что позволит снять ограничения административного характера, введенные несколько лет назад, и дать свободу движению капитала по всем каналам, чего и ждут с нетерпением системные инвесторы.
В этом случае не удастся оптимизировать налогообложения расчетливым украинцам, которые являются собственниками иностранных компаний- конечных получателей денег. За границей такой контроль называется КИКом и он позволяет странам не содержать убыточных комбинатов, как это практикуют в Украине.
Входя в число самых крупных экспортеров капитала, Украина до сих пор выделяет из бюджета так называемую помощь убыточным горно-обогатительным комбинатам, тогда, когда их физлица-посредники за границей декларируют каждый год доход в миллионах долларов.
Еще одна реорганизация коснулась налога введенного на перелив капитала, то есть движение денежных средств с украинской территории для размещения их в другой стране. Теперь минимизировать налогообложение, выводя капитал в наличку, плательщики единого налога не смогут без огласки. Налог на отток капитала ждет каждого такого клиента, который раньше спокойно пользовался системой конгломерата ФОПов.
Отслеживать таких вот нерадивых клиентов нашим властям с первого января 2017 года помогает план BEPS, к которому присоединилась Украина. Благодаря этому плану, который заключается во взаимной помощи, касательно налоговых дел, наши власти могут проводить онлайн проверки экспортных цен, по которым работают украинские экспортеры с заграничными партнерами.
Обновление трансфертного законодательство даст Украине возможность получить прирост годовых поступлений валютного дохода более чем на 20%.
Что касается введенного в стране единого стандарта CRS, то он поможет Украине с легкостью определять конечных получателей денег, обмениваясь информацией с другими странами. Аключительным штрихом станет использование GAAR (GeneralAnti-AvoidanceRules) – предписанных правил, которые разработаны специально для борьбы государства с системными неплательщиками.
Единственное теперь, что отличает нашу страну от любой другой, где не избегают оплаты налогов, это нехватка порядка в госполитике. Как ни крути, а борьба с отмыванием средств и обналом их должна присутствовать в любом уважающем себя обществе, но не в тогда, когда ВВП страны опускается до 15%.